Пишется (в паспорте), как она сама говорит, полькой, в память о своем прадеде, хотя ни одного слова по-польски не знает. В Сибирь приехали прадеды – отец деда Янучик Осип, это где-то в сер. ХIХ в. Дед был Янучик Михаил Осипович, умер в 1937 г. в возрасте 97 лет, значит примерно с 1840 года рождения. Его привезли в Сибирь родители. У деда было три сына: наш отец Иван, его брат Осип (погиб на первой мировой войне), и еще один брат. Отец и мать с 1906 г.р., отец был младшим в семье. Отец и дед по национальности были поляки, а мать была латышка – Юлия Петровна Соколова. И деды, и родители жили в д. Гродненке Таловского сельского совета Туганского р-на. И сама В.И. там родилась. В этой деревне половина была русских, а половина поляков. Были отдельные кладбища: ручеек, а через ручеек с одной стороны русское кладбище, а с другой – польское. Раньше не называли католики, а говорили просто поляки. У нас с русскими праздники были в разное время: и Пасха, и Рождество у нас раньше по времени были. На кладбище в Гродненке похоронен дед В.И., а родители похоронены в Орловке. Туда переехали в 1946 г., после войны. В Гродненке сейчас ничего не осталось, только кладбище с крестами стоит. Раньше в Гродненке была ветряная мельница большими крыльями. Как только поднимался ветер, мужики собирались, как-то крылья поворачивали и мололи зерно. Еще с отцом в детстве, лет 8 – 10, примерно в 1935-36 гг.ездила на водяную мельницу в д. Поперечку. Там была мельница с большим колесом, от воды оно медленно поворачивалось. В большую воронку из досок засыпали зерно и мололи.
У отца было нас 9 детей, и сейчас в живых 6 сестер и 2 брата, один брат погиб в 26 лет. Живут по всей стране родственники: в Орловке брат, в Камышке 2 сестры, в Северске, в Иглаково живет родная сестра Нелюбина. В Павлодаре сестра, на Кавказе в г. Прохладном сестра.
В Гродненке всё заросло, лес вырос, где с матерью хлеба жали. В колхозе матери давали 1 гектар сжать, а нас у нее было 5 дочерей, каждая друг перед другом наперегонки жали, матери помогали. Жали серпами.
Дед Михаил Осипович все умел делать: и кузнец, и смолу гнал, и сеялку, и щети делал. На все руки мастер. Бабушка печку русскую истопит, жар выгребет, полпечки брюквы накидает, испечет, вытащит и ели. А то брюкву с морковкой сварит, нарежет кусочками, на листьях в печи подсушит и ели как ириски сейчас. Это парёнки. До войны держали по 2 и 3 коровы. Бабушка умерла в 101 год, в 1941 году.
Пряли и ткали. Домотканая дорожка и сейчас на спинке дивана во дворе. Сама В.И. рукодельница, показала вышивки, вязание, вязаные коврики для пола в виде звездочки. Показала подзоры и наволочки вышитые, и с прошвами. Для иголок – грибочки вязаные, с травкой, вышитой иголкой. Передний угол украшен полотенцем с вышитым узором «воробьи клюют рябину», и с кружевами. Цветы сделаны из конфетных фантиков. Вышивок много по штамповке вышивала, есть вышитые и выбитые салфетки. Соседки ходили, смотрели : «У тебя как в теремочке». Шьет из лоскутков подушечки на стулья и летние одеяла для сыновей. Верх – лоскутный, из треугольников, а нижняя сторона из ткани. Вот и готово летнее легкое одеяло.
Из соломы сделала сама украшение, подвешенное под потолком. Так делала в детстве с матерью украшения для новогодней елки. А сейчас через много лет вспомнила и сделала. На нитку нанизывается 8 соломин, потом еще четыре добавляется и получается как призма или пирамида.
В.И. сохраняет в хозяйстве многие старые орудия труда и утварь. Так у нее есть 5 чугунов, от большого полутораведерного, в котором варит для свиньи, до небольшого на 1 литр под воду. Есть старинная чугунная ступка с пестиком. Корытце, в котором кормит кур, и сечка старинная литая из чугуна. Ею рубит траву для кур. Во дворе под крышей подоткнута ручная прялка, есть и самопрялка, которую взяла в город внучка и прядет на ней пух.
Интервью Бардиной Паны Елизаровны.
С сайта «Сибиряки вольные и невольные»