Мои прадедушка, Масленкин Борис Антонович (1875 г.р.), и прабабушка, Масленкина Матрена Прохоровна (1885 г.р.), родом из Белоруссии. Жили они в одной деревне. Прадед был из бедной крестьянской семьи, а его будущая супруга, Матрена Прохоровна, из зажиточной, богатой крестьянской семьи. Родители Матрены Прохоровны были категорически против брака своей дочери с Борисом Антоновичем. Но моя прабабушка оказалась девушкой с твердым характером, она поставила условие родителям: либо ее благословят на брак, либо она без согласия уйдет к своему суженному. Шестнадцатилетней девушке родители не поверили и остались при своем мнении. Не раздумывая, Матрена Прохоровна ушла без приданого к Борису Антоновичу.
Первые годы совместной жизни для молодой семьи были трудными; это были неурожайные годы, скудный крестьянский надел был обременен разнообразными платежами – выкупными, земскими, подушной податью и прочие, да и отношения со свекровью у Матрены Прохоровны не складывались.
С 1905 году в России проходила Столыпинская реформа, услышав, о ней молодая чета решила переселиться в Сибирь. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы.
Белорусы приехали в Сибирь зимой, 125 семей поселились на новом месте. Чтобы не замерзнуть, они вырыли землянки, охотились и рыбачили, добывая себе тем самым пищу. После первой суровой зимы в живых осталась только 1/3 переселенцев. Ближе к весне они стали расчищать место для посадки картофеля, началось строительство домов для общины (в каждом доме проживало несколько семей). Первый урожай картофеля поразил белорусов своими размерами и количеством. Земля в Сибири оказалась очень плодородной, леса богатые дичью и дикоросами, в реках и озерах было много рыбы.
Борис Антонович и Матрена Прохоровна, не боялись ни какой работы, с утра и до вечера они работали ради своей мечты: иметь собственную мельницу, большое хозяйство, хороший дом и большую семью.
Но мирную жизнь прервала нестабильность в мире, Бориса Антоновича призвали в армию в 1913 году. Служил под командованием адмирала А. В. Колчака. Службу проходил в городе Томске.
Из рассказов моей бабушки, Ольги Борисовны, я знаю, что мой прадедушка участвовал в боевых действиях в Первой Мировой войне, а также воевал против большевиков под командованием А.В. Колчака. Но когда возникла угроза жизни его семьи, Борис Антонович перешел на сторону красных. По окончании гражданской войны вернулся к своей семье.
Так как, Борис Антонович, разбирался хорошо в технике и у него были «золотые» руки, его пригласил бывший сослуживиц работать в паровозное депо мастером с жалованием в 137 рублей в месяц. Посоветовавшись с женой, Борис Антонович уехал в город, а семья осталась в деревне. Но любовь к земле и его мечта постоянно тянули в деревню. Работая мастером, прадедушка, за короткий срок накопил капитал. Вернувшись в семью, купил мельницу в деревне Мальцево на хуторе, а также приобрел лошадей, коров, быков, овец, свиней, кур.
Все было бы хорошо, да банды, орудовавшие в округе, заставили главу семьи построить еще один дом в деревне поближе к центру.
Казалось, мечта сбылась, мельница приносила стабильную прибыль в семью, к Борису Антоновичу приезжали молоть муку со всей округи, подрастали дети. Супруги ездили на ярмарки в город Томск продавать зерно, мясо, масло, сметану.
С 1929 года в стране началась коллективизация. Борис Антонович отдал в артель мельницу, два амбара зерна, лошадей, сельскохозяйственный инвентарь, но вступать в артель отказался, так как не хотел работать с лентяями. Супруги Масленкины продолжали работать на земле, держать скотину, пока в 1933 году не попали под раскулачивание, как зажиточные середняки. У них конфисковали имущество, но оставили жить в деревне, так как за них заступились коммунисты – односельчане.
На протяжении семи лет их раскулачивали, и каждый раз забирали все. Но Борис Антонович начинал все заново: вырезал ложки, делал кадки, ведра, а однажды по осени после очередного раскулачивания пришлось делать кирпичи и выкладывать русскую печь, так как железную забрали. Выкладывая печь, прадедушка приговаривал «такую не заберут». Это были самые тяжелые годы жизни для семьи: Борис Антонович, чтобы прокормить семью брался за любую работу, Матрена Прохоровна нанималась в работницы в соседние деревни. Но на жизнь катастрофически не хватало. Детей надо было поднимать, учить. Страх за жизнь детей был у родителей, ведь из десяти в живых осталось только четверо, первые дети умерли впервые годы жизни и во время гражданской войны.
От тяжелой работы и переживаний Борис Антонович заболел туберкулезом и в 1940 году на Покров умер. Незадолго до его смерти жители деревни Мальцево наблюдали необычное явление. Многие жители села выбегали на улицу и бежали в панике к лесу думая, что лес горит. На самом деле лес горел в лучах солнца, в это же время на небе появился красный столб. С запада на восток столб начинал темнеть, но потемнел не до конца, а потом снова стал красный. Старожилы говорили о том, что это знамение предвещает в скором будущем кровопролитную войну. И действительно в 1941 году началась Великая Отечественная война.
В 1941 году должен был прийти с армии старший сын, Павел, но началась война, он остался в действующей армии.
Во время войны Матрену Прохоровну приняли в колхоз, дали ей клочок земли, больную корову (которая стала потом кормилицей в доме). По хозяйству ей помогала дочка, моя бабушка Ольга Борисовна, так же она отрабатывала трудодни в колхозе. В военные годы пришлось много им работать и в колхозе, и в доме. Они заготавливали сено, дрова, выращивали в огороде овощи, не забывали и о рукоделии (ткали ткань, вязали спицами и крючком, вышивали). Прабабушка очень сильно переживала за сыновей, воевавших на фронте, но к великой радости ее дети все вернулись с фронта живыми. После войны они перебрались жить в город Юргу Кемеровской области. Дети работали, Матрена Прохоровна была дома за хозяйку. Мая бабушка, Масленкина Ольга Борисовна, тоже поступила на работу на машиностроительный завод.
Из трудовой книжки Масленкиной Ольги Борисовны видно, что проработав, всего год на заводе фрезеровщицей ее повысили в должности до контролера ОТК. А это говорит о том, что Масленкины умеют и любят работать.
Старший сын, Павел уехал на Кавказ в Грузию. Там он женился на русской девушке Марии. Через некоторое время Павел вместе с семьей вернулся обратно в г. Юргу.
Средний сын женился в Юрге, а потом вместе с женой Лидой и детьми уехал в город Красноярск.
Младший сын Иван и дочь Ольга тоже решили посмотреть на Черное море, которое им описывал в письмах старший брат Павел.
Так моя бабушка, Ольга Борисовна оказалась в Грузии в городе Самтредиа, где поступила на работу, на железную дорогу. Работала в должности младшей стрелочницы, здесь она познакомилась с будущим мужем Читиа Александром Абесолоновичем.
Читиа Александр Абесалонович работал сначала машинистом на паровозе, потом на электровозе, а потом стал начальником цеха по ремонту электровоз.
У них родились дети: Борис, Ашот (умер через полгода после рождения) и Наташа (моя мама).
Иван остался жить в поселке Агудзера Сухумского района. Женился, в семье появились дети Нина, Оля и Гена.
Летом большая семья Масленкиных собиралась у Ивана в поселке Агудзера.
Матрена Прохоровна жила и помогала воспитывать внуков сначала в Юрге, потом в Красноярске. Но остаток своей жизни прожила у дочери в Грузии. В 1976 году 15 февраля умерла. Похоронена в городе Самтредиа в Грузии.
В 1982 году, из-за нестабильности на Кавказе и развода с мужем, Ольга Борисовна возвращается в Сибирь в г. Юргу вместе дочкой, сын в это время служит в армии. Моя мама, Наталья Александровна, по окончании школы поступает в Томский государственный педагогический институт. В 1985 году в Томск приезжает жить Ольга Борисовна, чтоб помочь дочери закончить учебу и вырастить внучку.
После окончания ТГПИ, по распределению моя мама попадает работать в село Монастырка Шегарского района Томской области учителем физики. Вместе с ней переезжает в село бабушка с внучкой (моей сестрой). В Монастырке в 1994 году родился я.
В нашей семье все умеют работать, наверное, это передается из поколения в поколения. Моя бабушка научила рукоделью мою маму, а она в свою очередь учит нас. Мы можем выполнять как женскую работу, так и мужскую.
В свободное время вся наша семья участвует в самодеятельности при Монастырском Доме Культуре, играем в КВН, приезжаем на ярмарки и просто отдыхаем.
На КВН всей семьей
В 2005 году в 21 феврале моя бабушка на 78 году умерла от инсульта. Похоронена в с. Монастырка Шегарского района Томской области.
Мы очень часто вспоминаем те вечера, когда бабушка рассказывала о жизни, которую прожили ее родители, братья и она сама. Ее работы по рукоделью мы храним.
Часть работ моей мамы
Часть работ моей сестры из бисера
Еще у нас есть очень старые фотографии, по которым можно проследить жизнь Масленкиных. Но самым ценным экспонатам в нашей коллекции является платок, который передается по женской линии (от прабабушки к бабушке, от нее к моей маме) в день свадьбы. Этому платку больше 105 лет.
Это большой белый, шерстяной платок с кистями, на котором располагаются большие яркие, красные цветы. За век, что находиться платок в семье, он сохранил свой цвет и целостность. А это говорит о том, что в нашей семье бережно относятся к старинным вещам наших предков. Мы храним традиции и обычаи нашей семьи.