Во вторник второй недели после празднования Пасхи, которая называется Фоминой неделей, в Беларуси отмечают Радоницу – день особого поминовения усопших. И хотя, разумеется, не все белорусы верующие, этот день признан официальным выходным в республике.
В Беларуси можно услышать и другие названия этого праздника: Ра́дуница, Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, а на Полесье –
По поводу этимологии слова «Радуница» ведутся жаркие споры. Есть мнение, что оно заимствовано у балтов – лит. Raudine, что значит «молитва за умерших с плачем и причитанием», и лит. Rauda, что в переводе «плач с причитанием». Есть и те, кто утверждает, что нынешнее распространённое название приближено, скорее, к словам «радование» и «радость», что подкрепляется полесской версией названия – «Деды радостные». К тому же, это вполне сочетается с христианским восприятием Пасхи, а точнее с радостью по поводу воскрешения Христа и следующим за этим всеобщим воскресением покойных.
По традиции, верующие поминают умерших во вторник после Светлой Седмицы. В этот день принято посещать кладбища и наводить порядок на могилах покойных. А перед этим следует сходить в церковь, причаститься и помянуть их молитвами.
Ещё до середины прошлого века белорусы на Радуницу традиционно пекли налисники, пироги и драчёну, варили кашу, жарили «яешню», готовили кутью из цельных пшеничных зёрен с мёдом, орехами, маком и изюмом. Красили и яйца, только преимущественно не красные, как в первый день Пасхи, а жёлтые или зелёные. В особенности это характерно для жителей Полесья, они называли такие куриные яйца «жалобными».
После обеда всей семьёй посещали кладбище, где захоронены умершие родственники, вооружившись граблями и метёлками для уборки могил.
После приведения мест захоронения в порядок, одно принесённое крашеное яичко хозяин закапывал в землю. Затем могилы укрывали рушниками и поверх ставили зажжённую свечу в рюмке или лампаду, выкладывали пасхальные яства. При этом количество блюд должно было быть нечётным, и каждое – непременно сухим.
Затем собирались группками, произносили «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть» и устраивали поминальную трапезу. При этом общение отличалось лёгкостью, некоторые вели разговоры с покойными, будто они также участвовали в беседе.
По окончании трапезы, вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Затем всю еду убирали, а пасхальные яйца и иногда часть праздничной снеди оставляли в вазочке на могиле или подвешивали в сумке на ближайшем дереве нищим на помин.
Вечером пожилые люди и дети оставались дома, а молодые парни и девушки отправлялись на гуляния: пели песни, водили хороводы, играли в битки – словом, веселились. Как говорится в белорусской присказке, «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
Народные приметы и поговорки на Радоницу
С этим днём связано много поговорок, присказок и примет. Так, в былые времена детвора кликала весенний дождь. С утра внимательно вглядывались в небо, и как только на нём появлялось облачко, дети громко и радостно выкрикивали «Дождик, дождик! Снаряжайся на показ», «Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром» или «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».
И как только начинало накрапывать, они наперебой неслись умываться «небесной водицей», что, как считалось, приносило здоровье и счастье. К слову, старики утверждали, что не бывает таких Радованцев, на которые не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
Если же в Радоницкий вторник ударял первый весенний гром, то молодые женщины умывались дождевой водой через серебряные и золотые кольца – для сохранения красоты и молодости.
Несмотря на выходной, народная примета предостерегает от работ на земле в этот день – «чтобы захороненные предки из земли не вылезли». Даже лён не сеяли, иначе «льняной тканью накроют сеятеля, который умрёт раньше времени». А в некоторых деревнях на Радоницу до сих пор не моются в бане – в старину её топили для усопших родственников.
Были распространены и такие присказки:
- Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице – самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
- Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице.
- Весёлая масленица – бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница – светлой радости приятельница.
Конечно, сейчас не у всех получается высвободить время на соблюдение старинных обрядов и традиций, но всё же белорусы стараются в этот день собраться в семейном кругу, чтобы после уборки мест захоронения близких за праздничной трапезой вспомнить их добрым словом.