После публикации первой части моего рассказа о недавней поездке в Беларусь в качестве участника президентского пресс-тура российских региональных и федеральных СМИ  многие из читателей признавались: не думали, мол, что на территории этой бывшей союзной республики есть такие древние исторические и культурные памятники, что история ее так интересна, и что они начинают открывать соседнюю страну по-новому. Дело в том, что на постсоветском пространстве у большинства людей почему-то сложилось  представление, что история Беларуси начинается с установления советской власти, образования СССР. Но как же Речь Посполитая, Великое Княжество Литовское, в состав которых на протяжении того или иного времени она входила?  

История Беларуси на самом деле гораздо длиннее, богаче, удивительнее, чем те скупые и порой спорные сведения, которые пытались нам о ней дать в советское время и стараются навязать сейчас.

Впрочем, я отвлеклась, а потому продолжаю рассказывать дальше…

День второй

Если первый день пресс-тура был посвящен преимущественно посещению объектов культурно-исторических: Софийский собор, Спасо-Евфросиниевский монастырь, Полоцкий государственный университет (исключением стало нефтеперерабатывающее предприятие «Нафтан»), то на второй день нам предстояло побывать  сразу на нескольких  крупных и знаковых в стране промышленных предприятиях.

Рано-рано утром мы  попрощались с Витебском, и наши автобусы взяли курс на Минск.

Предприятием, которое первым распахнуло свои двери перед российскими  журналистами  в этот день, стал Минский завод колесных тягачей, ведущий свою историю с 1954 года. Именно в этот год на МАЗе (Минском автомобильном заводе) было создано специальное конструкторское бюро по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним, а также – опытной базы.  А вот непосредственно сам завод (сегодня это открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в собственности государства) был выделен в отдельную структуру в 1991 году. Тогда же, помимо производства колесной техники особого назначения – РК «Тополь-М», ЗРК «Печора», С-ЗООП – в связи с потребностями на гражданском рынке, предприятие освоило на базе военных шасси гражданские машины: многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившие собственную торговую марку —  Volat.

И вот уже 60 лет Минский завод колесных тягачей разрабатывает и производит уникальные транспортные решения для перевозки тяжелых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости. Предприятие создает технику по индивидуальным техническим заданиям клиентов – от одной до несколько сотен единиц, используя широкий диапазон отечественных и зарубежных комплектующих для нефтегазовой, строительной, оборонной  и других отраслей.  С 2014-го года здесь налажено также производство автобусов «Неман». 

А мы едем дальше, в агроусадьбу «Поречье». И знаете зачем? Дегустировать белорусскую…черную икру!

С 2016 года под Минском в Фаниполе существует осетровое хозяйство «ДГ-Центр», производящее черную икру забойным методом под брендом «Admiral Husso», которая практически вся уходит на экспорт в Европу, США  и с недавнего времени – в Россию. Говорят, что в Европе за нее готовы платить до 4000 долларов за килограмм. Как нам пояснили, секрет ее качества заключается в особой очистке воды, в которой рыба проводит последние несколько месяцев перед забоем. Прежде, чем приступить к реализации проекта, белорусы тщательно изучили опыт подобных хозяйств в европейских странах и приняли решение специализироваться на производстве именно забойной икры, которая по своим качествам  во многом превосходит икру доильную (когда от одной рыбы икру получают несколько раз).  Первые осетровые были привезены в Беларусь уже взрослыми, но сегодня  в хозяйстве выращивают   собственных осетров, для чего были  созданы специальные пруды с проточной водой. 

Жаль, что само производство увидеть не удалось, но даже стендовая презентация впечатление произвела!

5511987 25.05.2018 Банка с черной икрой, произведенная на осетровом хозяйстве ЗАО «ДГ-Центр» в городе Фаниполе Республики Беларусь. Виктор Толочко / Sputnik

Впрочем, икра икрой, но уже пора на новый объект. Нас ждут на «Амкодоре»старейшем предприятии Беларуси, отметившим в 2018 году 91 год. В основе деятельности ОАО «Амкодор» — организация мощной современной машиностроительной корпорации мирового уровня на базе существующих и вновь создаваемых производств. Компания объединяет 30 юридических лиц, в том числе 21 завод в Беларуси, СНГ и ЕС.

Погрузчики универсальные и погрузчики фронтальные одноковшовые, машины лорожные, машины снегоуборочные, машины лесопромышленного комплекса, погрузчики вилочные и электротележки платформенные, трактора колесные, машины торфодобывающего комплекса, машины и комплексы сельскохозяйственные, элементная база –более 5 тысяч единиц техники 120 моделей и модификаций, оснащаемых 100 видами сменных рабочих органов и прицепного оборудования в год!

Объем производства за последние пять лет превысил 800 млн  американских долларов! 

В многофункциональности, современном дизайне, мобильности и комфорте для операторов  техники «Амкодора» мы смогли убедиться воочию. Специально для российских журналистов был организован своеобразный парад машин, которые продемонстрировали свои безграничные возможности. Не поверите, но они, подобно баскетболистам, даже забрасывали мяч в корзину!  

Чтобы продукция оставалась конкурентоспособной и могла соперничать с ведущими мировыми брендами, здесь серьезное внимание уделяют качеству, улучшению сервисного и гарантийного обслуживания.

Во многих российских городах России сегодня открыты сервисные центры техники «Амкодор». В августе 2017 года такой центр был открыт и в Томске.

Через некоторое время мы переезжаем в Фаниполь, где ждет новая встреча и новые впечатления. Наверняка, вам приходилось слышать о старейшем швейцарском концерне «Stadler», вот уже 75 лет производящем подвижной железнодорожный состав для всего мира? Сегодня его территориальные подразделения расположены во многих странах.

В 2013-м году оно появилось и в Беларуси. На заводе «Штадлер-Минск» осуществляется производство современного подвижного состава для стран СНГ. Дело в том, что потенциал обновления подвижного состава (городских, пригородных, международных, межрегиональных поездов, трамваев, поездов метро) в государствах бывшего СССР, и в России частности, очень велик. На минском «Штадлере» используют самые передовые технологии. На производственной площади  35 000 работает около 600 сотрудников.

Очень приятно, что экскурсию по заводу для нас провел сам директор – Филипп Брунер, своим обаянием и увлеченностью очаровавший всех журналистов без исключения. К тому же поразивший своим безупречным (не считая легкого акцента) русским языком.

Мы увидели как собираются вагоны, побывали внутри и оценили их комфорт. На «Штадлере-Минск» собирают двухэтажные подвижные составы KISS, одноэтажные подвижные составы FLIRT, специально разработанные для рынков СНГ трамваи типа «Метелица» и вагоны метро для широкой колеи. Первым заказом, выполненном на заводе в Фаниполе было серийное производство 4-х секционных и 6-и секционных двухэтажных подвижных составов для российской железнодорожной компании «Аэроэкспресс». В августе 2016 года «Штадлер-Минск» и «Транспортная концессионная компания (ТКК)» заключили договор на поставку 23-х секционных трамвайных вагонов «Метелица».

Меж тем, наступил вечер. Переполненные информацией и впечатлениями, мы переехали в Центр экологического туризма Станьково, принадлежащего агрокомбинату  «Дзержинский» — крупнейшему агропромышленному холдингу, занимающемуся производством мяса птицы,, его переработкой и реализацией. Увы, из-за того, что мы немного  выбились из графика и из-за наступления темноты, не смогли полюбоваться красотами Станькова, осмотреть его достопримечательности. Но  частично это компенсировалось дружественной встречей с представителями Минского облисполкома в поразительно атмосферном ресторане «Графский маентак», где звучала старинная музыка, подавались изысканные блюда, звучали тосты за дружбу и взаимопонимание между нашими странами.

До Минска добрались поздно.  Уютные, комфортабельные номера гостиницы «Виктория» уже ждали нас…

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ

Фото автора

Минск

Продолжение следует.