12 июня 2019 года Национально-Культурная Автономия белорусов в Томской области в рамках Президентского гранта «Мои предки – из Беларуси» организовал однодневную экспедицию в деревню Милоновку Воронинского сельского поселения Томского района.

Милоновка – деревня основанная в 1910 году переселенцами из Могилевской губернии (Ныне – Могилевская область Республики Беларусь). Когда-то большая   деревня с собсственной школой и  усадьбой совхоза,  в 1990-е годы Милоновка начала исчезать. Сейчас в деревне официально живет один человек, фактически – значительно больше. Поскольку, не смотря ни на что, потомки основателей деревни Милоновки приезжают  на землю своих предков. Большинство живет тут летом,  некоторые – весь год. Ухаживают за могилами предков. (На маленьком милоновском кладбище появилось за последний год две новых могилы: люди, живущие в городе, все же хотят упокоиться рядом со своими). Возделывают свои  участки. Кое-кто даже держит пчел и коз. Удаленностью от цивилизации» не  тяготятся – зато можно не запирать двери в доме. Как раньше, как в старину.

Геннадий Иванович Слепаков последние годы жил в городе, а упокоиться предпочел в Милоновке, рядом с родней

Наша небольшая экспедиция: член Национально-Культурной Автономии Елена Котова,  сотрудник Томского областного краеведческого музея  Татьяна Назаренко, журналист ТВ-2 Вячеслав Балашов и волонтёр Алена Карелина на  УАЗике выдвинулись  в сторону Милоновки рано утром. Казалось бы —  50 километров, отделяющих Милоновку от Томска – всего ничего. Но последние  7 километров дороги после весенних дождей превратились в непролазную грязь. Если бы не водитель Константин, то вряд ли  машина дошла бы до деревни.

Это был еще вполне хороший участок дороги

Но обошлось без приключений. Мы благополучно добрались до деревни.

Татьяна Назаренко рассказывает о первопоселенце Евмене Афанасьевиче Слепакове

Татьяна Назаренко, давно  изучающая историю этой деревни по архивным источником, ввела  участников команды в курс дела. Ну да, о сельском кладбище, где упокоились  представители фамилий Слепаковых, Казаковых, Корольковых, Барыгиных, Слиженковых, Романенко и Тимошенко. Рассказала то, что знала, о деревне, а потом мы дружно направились  в сторону домов. Повезло сразу: первая женщина, которая работала на  своем огороде – потомок первопоселенцев Романенко.

Смущенно сказав, что «мало что знает», она тем не менее сообщила немало ценной информации о хуторах и судьбе своей семьи.  А вот Валентина Копсова – в ее роду соединилась кровь как Казаковых, так и Слепаковых, не только  вспомнила об истории семьи, но  и указала дома, построенные первопоселенцами.

Валентина Копасова (Слепакова) у своего дома
Дом Ильи Ильича Казакова, сына первопоселенцев
Дом его отца — Ильи Трофимовича Казакова, разрушился

Не все  они жилые. Но сам факт, что ты стоишь возле стен, построенных руками  основателей деревни – волнует до глубины души.

Потомок первопоселенцев Слепаковых предупреждает: «Обратно пойдете – будьте осторожны. Я собираюсь перегонять пчел».

Третья наша респондент оказалась не милоновской. Так вышло, приобрела участок. Зато  выяснилось – что она тоже белоруска (из Шегарского района) и… дальняя родственница нашего волонтера Алены Карелиной! Велика Сибирь, а все же – все друг с другом связаны…

Милоновка. Скоро Троица

Новая информация, новые знакомства. Собранные сведения лягут в основу публикаций на сайте проекта и портале ТВ-2. А еще мы надеемся, что  люди, с которыми мы познакомились, станут  нашими добрыми друзьями и включатся в работу РООНКАБТО.

Мы посетили Милоновку незадолго до Троицы. В Беларуси Дзяды – национальный праздник, нерабочий день. И это правильно:  народ жив, доколе в нем живо уважение к своим корням.

Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова

Из истории переселенческой деревни Милоновка Воронинского сельского поселения Томского района

Предки смотрят на потомков. Фото Т. Назаренко, 2011 год.

К.и.н. Назаренко Т.Ю., с.н.с. ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова»

В 2013 году Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова выиграл грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с проектом «Сибиряки вольные и невольные». Проект посвящается проблеме миграций населения в Западную Сибирь в конце XIX – первой половине ХХ веков. Его цель – создать и популяризировать площадку, позволяющую воссоздавать, увязывать и осмысливать значимые события общенациональной и региональной истории XX в. Проект предполагает создание сайта, на котором будут публиковаться семейные истории, исследования и документы по проблематике; и мобильной выставки, презентация которой пройдет в городах и селах Томской области. Концентрируясь на сайте, личные истории потомков мигрантов создают источниковую базу для будущих исследователей.

Для придания единообразия материалу был создан опросник, в котором отражены основные аспекты жизни и деятельности переселенческой семьи: от организации хозяйства и повседневной жизни до сохранившихся в памяти потомков событий большой истории, отразившихся в жизни их населенного пункта. 

Деревня Милоновка Томского района – один из объектов исследования. В настоящее время в ней официально проживают два человека. Потомки ее жителей не утратили связи с малой родиной, живут в деревне в весенне-летний период, поддерживают в исправном состоянии кладбище. 

Дом в Милоновке. Фото О.С. Асратяна. 2013 г.

Столыпинские переселенцы многократно попадали в поле зрения историков и этнографов, однако история этого населенного пункта нигде не отражалась. Целью моего сообщения является введение в научный оборот собранной информации. 

Источниками послужили материалы трёх однодневных экспедиций ТОКМ 2013 года, интервью Л.В. Слепаковой (1959 г.р.), Л.И. Слепаковой (1948 г.), Е.Н. Артюховской (1926 г.р.), А.И Шевцова. (1945 г.р.) и Н.Д. Швецовой (1948 г.р.), а также результаты исследования милоновского кладбища. Наиболее ценным респондентом оказалась Л.И. Слепакова, интересовавшаяся историей семьи и деревни и ведшая опросы родственников. 

Деревня Милоновка была основана примерно в 1910–1913 годах выходцами из Восточной Белоруссии – Могилевской или Гомельской, а также Минской губерний. Следует отметить сохранившееся в памяти информатора Л.В. Слепаковой определение «из Рассеи», которое она слышала от свекрови, А.И. Слепаковой. Переселение осуществлялось в годы столыпинской аграрной реформы, однако Л.И. Слепакова, уроженка Милоновки, сообщила, что ее дед, Илья Трофимович Казаков в Сибири с 1904 года. Можно предположить, что именно он являлся ходоком, выбиравшим место для поселения. Само по себе переселение было вызвано малоземельем на родине – по крайней мере, именно это вспоминают как причину миграций респонденты. На вопрос, насколько зажиточными стали переселенцы, ответы различаются: «не жаловались» (Слепакова Л.В.), «особого богатства не было» и даже указанием, что были бедны (Слепакова Л.И.).

Первопоселенец д. Милоновка Евмен Афанасьевич Слепаков с женой Евдокией Астаповной и дочерьми Марией и Таисьей. 1930-е гг. Из личного архива Л.И. Белик.

Жители осуществляли переселение семейными группами, это подтверждается как сообщениями нескольких респондентов, так и материалами некрополя. (Всего на кладбище около 200 могил, из них 78 атрибуцируются, остальные безымянные или памятники утрачены. Ниже в скобках указывается число выявленных захоронений членов рода). 

Анализируя материалы кладбища можно назвать имена первопоселенцев-родоначальников. Слепаковы (15): Сергей Афанасьевич и Евдокия Никодимовна (даты жизни неизвестны), Евмен Афанасьевич (1882–1946) и Евдокия Астаповна (1886–1942). Казаковы (8): Илья Трофимович (1874–1940) и Федосья Елисеевна (1873–1945), а также братья Сергея и Евмена, чьи могилы не сохранились, но имена восстанавливаются по отчествам представителей следующего поколения и свидетельствам респондентов: Никон и Лазарь, возможно – Кузьма Афанасьевичи. Артюховские (4): Мария Владимировна (1882–1969), очевидно, с супругом. Романенко (4): Андрей Семенович (1870–1942) с женой, имя которой неизвестно, возможно, Елизавета. (Судя по фамилии и по тому, что их могилы отличаются от всех остальных расположением памятника в головах – это украинцы, вероятно, примкнувшие к группе белорусов или подселившиеся позже). Барыгины(4): Барыгина Евфросинья Устиновна. (1895–1994). Корольковы (7): самая старшая представительница рода – Евдокия Семеновна (1894–1987), но судя по дате рождения, и она, и ее супруг приехали в Милоновку в подростковом возрасте и вступили в брак уже в Сибири. Кроме того респонденты упоминают, что были, Квасовы (2), Таразановы (1), Жолудевы (3), Ляльковы (2) и Тимошенко (4). По местной топонимике выявляется еще фамилия Зезюлиных (нет). Можно предположить, что группа переселившихся была до 40 взрослых человек.

Е.Н. Артюховская, жена уроженца Милоновки И.Т. Артюховского, отмечала, что место понравилось далеко не всем. Так дядя ее мужа не захотел селиться на выбранном месте и поехал дальше, осев где-то на Урале. 

Л.И. Слепакова (1948 г.р.) рассказывает, что первопоселенцы прибыли сюда на лошадях. Первый год жили в землянках, а потом возвели дома с соломенными крышами, как было принято на родине. На зиму двор и хозяйственные постройки также укрывались соломенным навесом. К лету его убирали. Дома имели сени, избу и горницу. Однокамерные летние кухни и палисадники появились в деревне в послевоенный период. Селились хуторами. Деревня и по сию пору имеет разбросанную планировку. Информаторы сообщили, что районы деревни и позже назывались Казаковский, Слепаковский и т.д. хутора. 

Известно, что в 1910-е годы правительство оказывало переселенцам содействие. Тут могли быть и индивидуальные ссуды на проезд, на обзаведение хозяйством, а также на нужды общества – сюда могли входить вспомоществования на строительство церкви, больницы, школы, ирригационные работы, строительство дорог. 

Ни один из респондентов не упомянул о получении ссуд на обзаведение хозяйством (возможно, просто не помнят). Можно предположить, что ссуд на общественные нужды не брали. В деревне нет ни церкви, ни больницы, а начальную школу построили при советской власти. 

Как решался вопрос о нуждах милоновцев?

Примерно в 8–10 километрах от Милоновки находилось большое старожильческое село Семилужки. Милоновских белорусов приписали к приходу Семилуженской церкви. Медицинскую помощь населению долгое время оказывала бабушка Тимошенчиха – Пелагея Тимошенко, чья могила под безымянным крестом находится между могилами дочерей Тимошенко Варвары Андреевны (1914–1996) и Натальи Андреевны (1918–1975).

Могила дочери повитухи Пелагеи Тимошенко Варвары Андреевны Тимошенко. Фотография О.С. Асратяна. 2013 год.

Даже в советское время жители обращались в райцентр на ст. Туган, пользуясь услугами медиков крайне редко. Рожавшая шесть раз Анна Ильинична Слепакова только последних детей – двойню – родила в больнице. 

Анна Ильинична Слепакова (ур. Казакова). 1950-е гг. Из личного архива Белик Л.И.

В колодцах не было нужды: «у каждого дома текла своя речка», вернее, ручьи. Путем расширения русла устраивали заводь и оттуда брали воду. Колодец выкопали позже, находился он возле дома В.А. Тимошенко. В советские годы для снабжения водой молочно-товарной фермы построили водокачку, которая в настоящее время разрушена.

Самой насущной нуждой являлась дорога. 

Дорога на Милоновку. Фотография О.С. Асратяна. 2013 год.

Но и тут вряд ли потребовалась ссуда. Деревня располагалась в окружении переселенческих населенных пунктов, возникших чуть ранее: д. Николаевка, с. Александровское, д. Малиновка и Москали, польские и литовские хутора на месте современного рабочего поселка Итатка. Старожильческие с. Семилужки и д. Халдеево. Старожильческие поселения стоят на Большом Сибирском тракте, за рекой Киргизкой. Дорога от куста переселенческих населенных пунктов до г. Томска существовала уже в 1910-е годы и действует по сию пору. Что до Милоновки, то через нее существует грунтовая дорога через поля, причем большей частью – в очень плохом состоянии. 

Как происходила интеграция переселенцев? Сведений о конфликтах между селами нет, в том числе – и с ближайшим населенным пунктом – возникшей ранее д. Николаевкой. 

Не смотря на то, что окружение было полиэтнично: поляки, литовцы, украинцы – они все принимали русскую культуру. Переселенцы-белорусы уже во втором поколении говорили по-русски. «Тетя Маня (Мария Евменовна Слепакова) говорила с белорусским акцентом, по-особому, за родителями не замечала», – отмечает Л.И. Слепакова. Куда дольше привычки сохранялись в еде. По свидетельству этого же респондента: «Когда кололи свиней, собирали кровь, из нее готовили кровяные колбасы и пекли кровяные лепешки, очень вкусные. Делали также мясные колбасы, набивали желудки салом и мясом, сохраняя их на долгие сроки. Делали вместо сметаны из молока варенец, и я очень любила оладьи с ним. Хлеб больше был ржаной, а если муки не хватало, добавляли в тесто картошку, хлеб получался синий». 

Деревня жила, как тысячи других сибирских деревень. До революции старались производить все необходимое для хозяйства сами: «выращивали рожь, пшеницу, гречиху, коноплю из которой вили веревки, давили конопляное масло, лен выращивали, сами пряли, ткали, выбеливали на морозе», «мать моя хорошо пряла, а мы не научились» (Слепакова Л.И.). При усадьбах были очень большие огороды – в советское время размеры доходили до 40 соток. Их вспахивали плугом или сохой. Если мужчин в семье было много, шутили, что и лопатами управятся за день. Упоминается пасека. Разумеется, держали скотину. Когда был создан колхоз, Слепаков Сергей Сергеевич отвел туда двух лошадей. Дома держали корову, с десяток овечек, свиней, домашнюю птицу: уток и кур. Богатство сибирской природы позволяло пользоваться ее дарами. Охота и рыболовство, в силу особенностей ландшафта, не прижились, а вот ягоду: смородину, черемуху, малину – брали помногу. Из товарных промыслов были развиты заготовка бревен и дров, их отвозили на продажу в Томск, точно так же, как и жители из окрестных деревень. 

Семейный уклад был вполне патриархальный: респонденты рассказывают о том, что поведение некоторых мужей было весьма деспотичным. Так Домна Ильинична Кириенко (урожд. Казакова) умерла в возрасте 22 лет – пьяный муж выгнал ее и детей из дома. Она пряталась в свинарнике, простыла и умерла, ее грудная дочка – тоже. Дурная репутация не помешала вдовцу жениться вторично и обзавестись пятью детьми. «Когда он без вести пропал на войне, тетка Кристина сказала: «Поделом ему!», – отмечает Л.И. Слепакова.

На кладбище д. Ми лоновка. Фотография О.С. Асратяна. 2013 г.

Многие женщины на кладбище лежат под девичьими фамилиями, рядом с родителями и сестрами. Причина проста: с ликвидацией церкви женщины перестали вступать в официальный брак. Впрочем, детей записывали на имя фактического мужа, и тот относился к женщине как к законной жене. Часто роднились внутри своей деревни: семейные узы связывают Казаковых со Слепаковыми, Корольковых с Артюховскими и Слепаковыми и т.д. Но есть упоминания о браках с Семилуженскими, Николаевскими, а также пришлыми: из семьи Беликов, или, допустим, брак Ильи Артюховского с девушкой из семьи раскулаченных, которая раньше жила на Алтае. 

Детей рано приучали к труду – это было не только культурной установкой, но и необходимостью. Дочь повитухи и травницы – В.А. Тимошенко отличалась маленьким ростом и маялась ногами, потому что с 12 лет была в батрачках, недоедала, пасла птицу и сильно замерзала. В семье И.С. Слепакова дети работали с 7 лет – отец делал им маленькие грабли и вилы, но при этом работали они «на себя». Была развита взаимопомощь. Например, Мария Евменовна Слепакова, овдовев и потеряв в 1944 году единственную дочку Маргариту, не захотела больше выходить замуж. Она до старости жила в Милоновке и вполне могла содержать хозяйство – в деревне без помощи родственников и соседей это невозможно. В целом жили: «Народ был бедный, но дружный. После пахоты ставили общие столы (женщины стряпали, колхоз что-то выделял), позже стали на Киргизке столы, лавки ставить», – вспоминает Л.И. Слепакова. 

Небольшие размеры населенного пункта накладывали отпечаток на отношения. Рассказывая об одной из жительниц, Л.И. Слепакова пояснила, что она – дочь деда Тимохи Архипова (1911 г.р.), и тут же заметила, что обращения «Тимофей Тарасович» надо было заслужить, не всякий до отчества дорастал.» На вопрос о том, как в селе, относились, допустим, к факту, что В.А. Тимошенко, живя без мужа, имела двух детей, последовал ответ, что «поговаривали, но не слишком» и что «баба Варя добрейший была человек».

Бурная история ХХ столетия не прошла мимо небольшой переселенческой деревни. Они участвовали в двух Мировых войнах: в семье Л.И. Слепаковой сохранилась солдатская книжка ее двоюродного деда Евмена Афанасьевича Слепакова, воевавшего на первой германской. Коллективизация и культурная революция также не прошли мимо. В годы НЭПа Никон Трофимович Казаков вскладчину с соседями купил молотилку. Несколькими годами позже он был за это признан кулаком и отправлен в Нарым со всей семьей. Анализируя причины репрессий, Л.И. Слепакова подчеркивает роль местных исполнителей: «Говорят Сталин… А тут в каждой деревне был свой Сталин. Был такой и тут, его так до смерти Сталиным и прозывали – управляющим в колхозе был…». Когда закрывали Семилуженскую церковь, дядя Л.И. Слепаковой Николай Ильич принял активное участие – сбрасывал крест.

Николай Ильич Казаков. 1945 г. Из личного архива Р.Н. Лутошкиной.

На вопрос, как это восприняли милоновские жители, ответила: «Старшим не нравилось, а молодежь – спокойно». Впрочем, было и обратное – из закрытой церкви уносили и прятали по домам и хлевам иконы. Даже в послевоенное время в селе справлялись религиозные праздники. «На Рождество, помню, еще колядовали ходили, высмеивали скупых хозяев, хвалили щедрых. На Рождество обязательно был поросенок и каша из зерен с медом или сахаром. Очень красиво убирали дом на Троицу – полы в доме некрашеные, скоблили до желта, приносили суходрево или май – белые цветы, клали его на пол, под потолок, украшали перед домом» – вспоминает Л.И. Слепакова. 

В годы Великой Отечественной войны милоновцы призывались через Туганский РВК. На сельском кладбище имеется три кенотафа: пропавшему без вести Михаилу Алексеевичу Королькову – на могиле дочки Риты, и на могилах отцов – Николаю Ильичу Казакову и Петру Андреевичу Романенко. Причем Николай Казаков после войны обнаружился живым – он жил в Ленинграде и имел свою семью. Умер в 1988 году, после чего его сестра поместила на памятник отца фотографию брата.

Могила Михаила Алексеевича (кенотаф) и Маргариты Михайловны Корольковых. Фото О.С. Асратяна. 2013 г.

В настоящее время село находится в запустении, единственный фермер поставляет мясо-молочную продукцию в ООО «Фабрикантъ». Но в 1930-е годы тут действовал колхоз им. Андреева, а с 1962 года – совхоз «Красное знамя» (правление обоих хозяйств находилось в Семилужках). После закрытия совхоза работы в деревне не стало и жители разъехались: в с. Семилужки, в гг. Томск и Северск.

Деревня Милоновка – типичная переселенческая деревня, одна из многих, чья история типична для других переселенческих населенных пунктов. В некотором роде она эталонна для деревень периода столыпинской аграрной реформы. Не смотря на риск переселения и на трудности жизни они смогли переломить свою судьбу и, закрепившись на новом месте, создать прочное, устойчивое хозяйство. По имеющимся материалам можно сформировать представление о ее возникновении, укладе, быте, судьбах отдельных людей. Исследование можно продолжить: имеются материалы в ГАТО И ЦДНИ ТО, можно продолжить интервьюирование потомков жителей Милоновки. 

Возможно, деревня скоро исчезнет. Задача проекта «Сибиряки вольные и невольные» – напомнить жителям области об их предках. 

Создаваемый в рамках проекта сетевой ресурс позволит сохранить в памяти людей истории малых сельских поселений. Это их жители творили историю великой страны. Они заслужили свое право на то, чтобы их помнили.

Кладбище д. Милоновка Воронинского СП Томского района как источник по истории деревни

К.и.н. Назаренко Т.Ю., с.н.с. ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова»

В 2013 году Томский областной музей им. М.Б. Шатилова выиграл грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с проектом «Сибиряки вольные и невольные», посвященным проблематике крестьянских миграций во второй половине XIX – начале ХХ века. Цель проекта – создать и популяризировать массовый электронный ресурс и выставку, на базе которых широкие массы населения могут не только знакомиться с источниками и историческими исследованиями по проблеме, но и публиковать и обсуждать свои семейные истории. В 2013 и 2014 году ТОКМ организовал ряд экспедиций по населенным пунктам Томской области с целью сбора материала. Одним из объектов исследования стала возникшая в 1910–1913 гг. переселенческая д. Милоновка Воронинского сельского поселения Томского района.

Знакомство с ней началось с осмотра кладбища. Результаты его оказались настолько интересными, что в дальнейшем были организованы целевые экспедиции и интервьюирование потомков коренных жителей, давшие важный для проекта материал. Деревня в некотором роде оказалась типичной для столыпинского периода реформ.

Цель настоящего сообщения – на примере милоновского некрополя рассмотреть кладбище как источник по истории населенного пункта, выявить его информативный потенциал.

Источниковой базой исследования являются материалы экспедиций по результатам обследования кладбища. В 2013 году была произведена фотофиксация могил и съемка на навигатор, составлен черновой план некрополя, произведена статистическая обработка данных; в 2014 году сотрудники Томского областного краеведческого музея произвели дополнительное обследование кладбища, составили план, устранили неточности первичного обследования.

Верификация выводов сделана на основе интервью Л.В. Слепаковой (1959 г.р.), Л.И. Белик (Слепаковой) (1948 г.), Е.Н. Артюховской (1926 г.р.), Н.Я. Слободниковой (1939 г.р.), А.И Шевцова. (1945 г.р.) и Н.Д. Швецовой (1948 г.р.).

Кладбище расположено на восточной окраине деревни, отделено от нее дорогой и вытянуто в направлении С-СЗ – Ю-ЮВ. Респондентом Л.И. Белик было указано, что неподалеку от кладбища располагалась школа; А.И. Швецовым – что рядом находилась контора и столовая – то есть это была центральная часть деревни. Кладбище обнесено деревянным забором, который обновляли в 2013 году. Вход расположен в западной части кладбища (обращен к дороге и деревне), оформлен деревянной аркой с восьмиконечным крестом, в 2014 году они снабжены калиткой. Всего на кладбище находится 198 могил, однако точное число их установить затруднительно из-за разрушения насыпей. Из них 89 имеют четкую атрибуцию, 1 неразборчивую надпись, 25 — безымянные памятники или не имеют памятников, но находятся внутри оград. На остальных памятники либо отсутствуют, либо упали. Могилы ориентированы по направлению В-З (некоторые – с незначительными отклонениями ЮВ-СЗ), памятники обычно расположены на восточной части могильного холма, на 21 могиле – на западной. Последние погребения сделаны в 2008 г. — Квасов Евгений Васильевич, Иванов Николай Иванович; 2009 г — Слепакова Анна Ильинична и в 2010 году – Барыгин Виктор Трифонович.

Большая часть памятников поставлены во второй половине ХХ или в начале XXI веков, чаще всего – с крестом (имеются как восьмиконечные, так и шести и четырех-конечные), реже встречается пятиконечная звезда. На некоторых имеются фотографии. Многие погребения — без оград. В пяти местах стоят столы с лавками, за которыми могут разместиться 5–6 человек. Восточный край кладбища (особенно – северо-восточная часть) более запущен, однако в целом оно не выглядит заброшенным, на нем регулярно проводится уборка. После первого осмотра кладбища возникло впечатление, что деревня постепенно прекращает свое существование. Большое количество заброшенных могил – свидетельство оттока населения. Тем не менее, наличие на кладбище новых памятников и искусственных цветов неоспоримо указывало, что не все жители покинули деревню или полностью утратили связи с ней. Дальнейшие поиски информации подтвердили эти догадки. Некогда в деревне существовал колхоз им. Андреева, с 1962 года – совхоз «Красное знамя», после его ликвидации жители деревни разъехались в гг. Томск и Северск и окрестные села. Сейчас в деревне официально проживают 2 человека – фермеры, работающие на ООО «Фабрикантъ». Однако проживающие в Томске и Северске потомки жителей деревни приезжают на весенне-летний период.

Милоновское кладбище — православное, наличие больших столов говорит о том, что здесь были приняты поминовения с застольем на кладбище, что не противоречит славянским традициям. Л.И. Белик сообщила, что при основании кладбище освящалось иереем семилуженской Никольской церкви, поскольку деревня относилась к его приходу.

Внешность людей на фотографиях славянская, однако, преобладание вытянутого овала лица, высоких скул, тонких черт лица, характерных для северобалтийской ветви европеоидной расы заставляет предположить переселенцев с северо-востока России или из Белоруссии. Впоследствии по материалам интервью догадка подтвердилась: первые жители Милоновки приехали «из Расеи», вернее, из Могилевской губернии в 1913 году. (Слепакова Л.В., Белик Л.И.) М.И. Маринина (Барыгина, 1951 г.р.) указала название деревни, из которой происходили Барыгины и Слепаковы – Дубровка.

Самая ранняя могила – 1925 года, в ней похоронена двадцатилетняя Домна Ильинична Казакова. Далее следуют Таразанова Евфросинья Андрияновна (1905–1933), Артюхов Федор Максимович (1911–1934) Казакова Евдокия Ильинична (1913–1934), Слепаков Николай Семенович (1908–1936), Артюховская Надежда Федоровна (1933–1937), Барыгин Егор Сидорович (1901–1937), Слепакова Екатерина Евменовна (1913–1939). Все погребенные — в возрасте до 30 лет, много детей. Вкупе с маленькими размерами кладбища, даже при большом количестве заброшенных могил, можно предположить, что деревня существует не более 100–150 лет.

Милоновские старались хоронить родственников рядом. На основании этого, проводя статистический анализ фамилий, можно с высокой степенью вероятности предполагать, что расположенные рядом безымянные могилы (особенно – в одной ограде) принадлежат родственникам.

Из 89 атрибутированная могила и 10 с приблизительной атрибуцией:

Артюховских/Артюховых – 4

Архиповых – 3+1 (и Татьяна Королькова – ур. Архипова)

Барыгиных – 4+ 2 безымянные

Белик – 1

Борисенко – 1

Васильевых – 2

Голушковых – 1 (ур. Слепакова)

Давыденко – 1

Еремеевых – 2

Жолудевых – 2

Зубаревых/Зуборевых – 2

Ивановых – 6

Казаковых – 10+ 2 безымянные

Квасовых – 2

Корольковых – 10

Ляльковых – 2

Максимчук – 1

Пантус – 1 + 2 безымянные

Писаренко – 2

Постниковых– 2

Романенко – 3+1

Романовых – 1

Слежанковых – 3

Слепаковых – 17+ 1 (Голушкова Анна Сергеевна, похоронена с сестрами)

Таразанова – 1

Тимошенко – 2+3 безымянные

Янченкова – 1

В трех случаях обнаружены кенотафы: на памятниках родственников помещены фотографии и таблички. Это кенотафы Королькова Михаила Алексеевича (на могиле дочери Маргариты Михайловны)[i]; Романенко Петра Андреевича (у отца Андрея Семеновича); Казакова Николая Ильича (у отца Ильи Трофимовича). Еще одно парное захоронение: брата и сестры Слепаковых Екатерины Евменовны (1913–1939) и Николая Евменовича (1908–1936) требует уточнений – рядом находится могила без памятника.

Наиболее многочисленны погребения Слепаковых, Казаковых, Корольковых, Барыгиных и Ивановых. Слепаковых почти в два раза больше, чем остальных – потомство двух братьев – Евмена и Сергея Афанасьевичей Слепаковых. Могилы Слепаковых и Казаковых – самые ухоженные.

Анализируя даты рождения можно назвать имена первопоселенцев-родоначальников. Это Слепаковы Сергей Афанасьевич и Евдокия Никодимовна (даты жизни неизвестны), Евмен Афанасьевич (1882–1946) и Евдокия Астаповна (1886–1942); Казаковы Илья Трофимович (1874–1940) и Федосья Елисеевна (1873–1945); Артюховская Мария Владимировна (1882–1969); Романенко Андрей Семенович (1870–1942) с женой Елизаветой. Судя по дате рождения Барыгина Евфросинья Устиновна. (1895–1994) и Королькова Евдокия Семеновна (1894–1987), и/или их супруги приехали в Милоновку в подростковом возрасте и вступили в брак уже в Сибири.

Возможно, к поколению первопоселенцев относятся Лялькова Екатерина Артемовна и Ляльков Матвей Васильевич, у которых на могилах установлены новые памятники, без указания дат жизни. Анализируя отчества мужчин из поколения детей первопоселенцев, можно предположить, что первоначально в деревне жили еще и Семен Слепаков, Кузьма и Лазарь Казаковы, Алексей и Павел Корольковы, Сидор Барыгин, Максим Артюхов или Артюховский, Тарас Архипов, Степан Жолудев Алексей Зуборев, Андрей Тимошенко, Трофим Писаренко и Андриян Таразанов, а также как минимум один представитель семьи Квасовых и их жены. Получается что в 1910–1913 гг. в деревне проживало примерно 40 взрослых людей обоих полов, способных выполнять все необходимые сельхозработы.

Проверить истинность умозаключений удалось после интервью, взятого у Л.И. Белик, дочери Анны Ильиничны Казаковой и Ивана Сергеевича Слепакова. Она сообщила, что ее предки переселились в Милоновку в 1913. Ее дед Илья Трофимович Казаков прибыл в Сибирь ранее, в 1904 году. Возможно, он был ходоком. Переселялись семьями: Так у Казакова Ильи были братья Никон и Сергей, Лазарь, но она не помнит, был ли еще брат или однофамилец Кузьма. Никон в годы НЭПа вскладчину купил молотилку, за что в 1930-е годы был раскулачен, выслан в Нарым с женой и многочисленными детьми, многие из которых погибли. Потом его реабилитировали. Надежда Яковлевна Слободникова, ур. Дашкевич, также вспомнила этот эпизод – вторым несчастным, попавшим под репрессии, был ее отец Яков Дашкевич, который бежал из ссылки и добился «правды». Л.И. Белик подтвердила, что в деревне жила мать Варвары и Натальи Тимошенко Пелагея, местная повитуха и травница и ее сестра, обе похоронены в безымянных могилах между могилами дочерей. Кроме того среди первопоселенцев были Квасовы, Таразановы, Жолудевы, Ляльковы и Зезюлины. Первоначально селились хуторами и они назывались по фамилиям владельцев. Разбросанная планировка деревни подтверждает первоначальную структуру населенного пункта. Л.И. Белик также объяснила, почему многие женщины, явно сестры, имеют одинаковые фамилии и похоронены рядом с кровной родней, а не с мужьями. После закрытия семилуженской церкви некоторые девушки не вступали в официальный брак. Сохраняя девичьи фамилии, они, тем не менее, записывали детей на отцовскую фамилию. Л.И. Белик указала на связи между родами: Слепаковы роднились Казаковыми, Барыгиными и Корольковыми, Корольковы – с Архиповыми и т.д. Но могли связать судьбу с пришлыми, например, Илья Тимофеевич Артюховский женат на раскулаченной, высланной с Алтая. Л.И. Белик уточнила, что семья Ивановых появилась в Милоновке после войны – переселились из поселка Маяк, относившегося к колонии и располагавшегося рядом с д. Халдеева).

Она же поделилась сведениями о биографии некоторых жителей Милоновки. В семье Казаковых было много детей. Из шести упомянутых Лидией Ивановной на кладбище обнаружены имена троих – в том числе – Николая Ильича, чей портрет помещен на памятнике отца. Он был одним из активистов, которые закрывали семилуженскую Никольскую церковь. До войны он женился и имел двух дочерей. В годы Великой Отечественной пропал без вести. В 1960-е выяснилось, что он жив, в Ленинграде у него новая семья. Николай Ильич несколько раз навещал родных в Милоновке. Умер и похоронен в Ленинграде. Фотографию на памятник поместила его сестра Анна Ильинична.

Причиной ранней смерти сестер Домны Ильиничны (1905-1925) и Евдокии Ильиничны (1913–1934) стало жестокое обращение с ней мужа. Домна, прячась от пьяного мужа в свинарнике, простудилась и умерла в возрасте 22 лет, тогда же погибла ее младшая дочь. Жестокий муж впоследствии женился вторично, имел пятерых детей. Он пропал без вести в годы войны. Екатерина Евменовна Слепакова простудилась на работах по лесозаготовке и тоже умерла молодой. Причиной, почему она отправилась   на такие работы, была в семье. Она сошлась с парнем, Иваном Барыгиным и родила от него ребенка. Барыгин не нравился ее отцу, набожному Евмену Слепакову. Видимо, заслуженно — через некоторое время он с двумя товарищами будет осужден и отправлен в лагеря за убийство во время разбоя – ограбили продавших корову старика и старуху. Екатерина не жила в семье Барыгиных и дома к ней относились с осуждением. После смерти Екатерины ее сына Сергея дед Евмен хотел отдать в детдом, но его «упросили» бабущшка и тетка.

В.А. Тимошенко (1914–1996) была дочерью повитухи «бабушки Тимошенчихи». Варвара Андреевна с 12 лет работала в батрачках, пасла скотину. Официально замужем не была, хотя имела двоих детей (Зайеву Валентину и Артюховского). Она отличалась характером сильным и властным.

Судьбу Михаила Алексеевича Королькова (1916–1943) и его дочери Маргариты не составило труда восстановить обратившись к «Книге памяти». Он был призван в начале 1941 года, так что свою дочь, родившуюся в 1942 году, никогда не видел. Его жене Марии Евменовне Слепаковой (они не состояли в официальном браке) не удалось сохранить Маргариту, она умерла в ноябре 1944 года от дифтерита. Отчаявшись дождаться мужа живым и разыскать его могилу, жена поместила на памятнике дочери фотографию мужа. Мария Евменовна Слепакова прожила долгую жизнь, в повторный брак не вступала. В семье хранится 2 письма М.А. Королькова с фронта.

Поскольку исследовательские работы по истории деревни Милоновка продолжаются, то   судьбы ее жителей, покоящихся на кладбище, обрастают новыми подробностями. На нашем сайте размещены интервью, которые освещают историю деревни более детально.

Таким образом, сельское кладбище можно рассматривать как доступный и информативный исторический источник. Опираясь на полученные при его осмотре данные можно выявить:

— Анализируя даты жизни и время первых захоронений – приблизительное время возникновения населенного пункта; по количеству новых погребений и числу заброшенных могил – современное состояние деревни; по ухоженности могил – фамилии, которые поддерживают связь с населенным пунктом.

— Пофамильный состав населения, генеалогию жителей, в случае, имена первопоселенцев и приблизительную численность взрослого населения первопоселенцев.

— Конфессиональную и, возможно, этническую принадлежность жителей.

— Отдельные личные истории.

 

[i] Корольков Михаил Алексеевич// Книга Памяти. Вспомним всех поименно.1941-1945. Томск. Изд-во «Красное знамя», 1994 . Т.2.С.284.

Приложение 1.

Список погребенных на кладбище д. Милоновка.

Сведения, полученные от респондентов, выделяются курсивом.

Первопоселенцы деревни. (Приехавшие в Сибирь во взрослом или подростковом возрасте). Дети первопоселенцев Внуки первопоселенцев Правнуки первопоселенцев.
Слепаковы 18 + 1
Слепакова Евдокия Никодимовна, б/г

+

Слепаков Сергей Афанасьевич.

Слепаков Сергей Сергеевич, б/г.

Слепаков Илья Сергеевич, б/г.

Слепакова Мария Сергеевна, б/г.

Голушкова (Слепакова) Анна Сергеевна 1915-1967

Слепакова Нина Сергеевна б/г.

Слепаков Александр Сергеевич 1928-1998

Слепаков Николай Сергеевич 1921-1951

Слепаков Иван Сергеевич 1918-1970+

Слепакова Анна Ильинична 1915-2009, (урож. Казакова).

 

Слепаков Анатолий Иванович . 1943-2006

Слепаков Николай Иванович 1949-1989

Слепакова Галина Ивановна 1951-1952

 

Слепаков Евмен Афанасьевич, 1882-1946.

Слепакова Евдокия Астаповна. 1886-1942

Слепакова Екатерина Евменовна. 1913-1939.

Слепаков Николай Евменович, 1908-1936.

Казаковы – 10+2
Казаков Илья Трофимович. 1874-1940.

Казакова Федосья Елисеевна. 1873-1945.

Казаков Илья Ильич. 1911-1970.

Казакова Евдокия Ильинична. 1913 – 1934.

Казаков Николай Ильич. 1917-1988.

Казакова Домна Ильинична, 1905-1925

Казакова Александра Ильинична. 1922-1982

Казаков Никон Трофимович, был раскулачен
Казаков Сергей Трофимович Казакова Л.С. 1915-1990.
Казаков Егор Кузьмич 1916-1983 .
Казаков Лазарь Трофимович Казаков Андрей Лазаревич. 1905-1949.
Корольковы – 10
Королькова Евдокия Семеновна. 1894-1987
Королькова Ульяна Устиновна Корольков Михаил Алексеевич.1916 – 1943 (фактически – 1944). Королькова Маргарита Михайловна. 1942-1944.
Корольков Иван Павлович. 1917-1967. Корольков Виктор Иванович. Б/д Корольков Дмитрий Викторович. 1972-1992
Королькова (Архипова)Татьяна Тимофеевна. 1940-1999.
Корольков Иван Романович, 1902 (?)
Корольков Сергей Иванович 1937 (?)

Корольков Владимир Иванович 1939-1983

Барыгины – 4+2
Барыгина Евфросинья Устиновна. 1895-1994.
Барыгин Егор Сидорович 1901-1937 гг.
Барыгина Фекла Тарасовна. 1907 -1996
Барыгин Трифон Сидорович Барыгин Виктор Трифонович, 1939-2010.
Артюховские/Артюховы – 4
Артюховская Мария Владимировна 1882-1969
Артюхов Федор Максимович, 1911-1934 Артюховская Надёжда Федоровна.   1933-1937.
Архиповы -2
Архипов Тимофей Тарасович. 1911-1974.  
Архипов Николай Михайлович. 1939-1972.
Романенко – 3+1
Романенко Андрей Семенович 1870-1942.

+

Женская безымянная могила (Елизавета Романенко)

Романенко Петр Андреевич. 1912-1944

Романенко Ольга Андреевна. 1917-1950 г.

Янченкова – 1
Янченкова Елена Андреевна.1930-1981.
Ивановы – 6
Иванова Евдокия Герасимовна. 1915 – 2000
Иванов Михаил Александрович 1933-1975.
Иванова Валентина Алексеевна. 1940-1968.
Иванов Николай Иванович 1947-2008 г. Иванов Евгений Николаевич. 1972-1989
Иванов Анатолий Андреевич. 1952-1980.
Жолудевы – 3
Жолудев Семен Степанович 1906-1973.

 

Жолудев Анатолий Семенович. 1949-1999.
Жолудева Софья Андреевна. 1914-1996.
Квасовы – 2
Квасова Елена Семеновна. 1934-2007.
Квасов Евгений Васильевич. 1964-2008 гг.
Максимчук -1
Максимчук Мария Андреевна. 1938-2007.
Пантус – 1 + 2 безымянные могилы в ограде
Пантус Нина Владимировна 1954-1963.
Зуборевы/Зубаревы – 2
Зубарева Федосья Ивановна. 1904-1981.
Зубарев Иван Алексеевич. 1906-1986 гг.
Тимошенко – 2 + 3 безымянные могилы
ПелагеяТимошенко.

 

Тимошенко Варвара Андреевна. 1914-1996

Тимошенко Наталья Андреевна. 1918-1975 гг.

Сестра Пелагеи Тимошенко
Слежанковы – 3
Слежанков Иосиф Моисеевич. 1912-1990. +

Слежанкова Нина Афанасьевна. 1926-2005.

Слежанков Владимир Осипович. 1954-1992.

 

Васильевы – 2
Васильев Виктор Иванович, 1941-1990,
Васильева Нина Тимофеевна 1945-1977 Постникова Елена Константиновна 1929-1990
Белик – 1 Белик Сергей Петрович. Умер 9 марта 1949 г.
Писаренко – 2
Писаренко Савелий Трофимович. 1919-1922г.
Писаренко Любовь Викторовна. 1958-1986
Постникова – 1
Постникова Елена Константиновна 1929-1990
Таразанова-1
Таразанова Евфросинья Андрияновна 1905 – 1933
Романова – 1
Романова Нина Тимофеевна. 1936-1996.
Давыденко – 1
Давыденко Николай   Владимирович. 1959-1998.
Еремеевы – 2
Еремеева Валентина Ивановна 1947-1996.

 

Еремеев Михаил Константинович.1949-1998.
Ляльковы – 2
Лялькова Екатерина Артемовна. Б/г.
Ляльков Матвей Васильевич б/г
Борисенко -1
Борисенко Софья Павловна. Без года. (?)
Могила с неразборчивой надписью – 1
Егоровна осин … -1938

 Приложение 2. Список погребенных  на кладбище д. Милоновка.

  1. Слепаков Александр Сергеевич 03.03.1928 – 18.01.1998
  2. Слепаков Николай Сергеевич 22.05.1921 – 17.05.1951
  3. Слепакова Нина Сергеевна
  4. Голушкова Анна Сергеевна 05.01.1915 – 25.05.1967
  5. Слепакова Мария Сергеевна
  6. Корольков Михаил Алексеевич 15.09.1916 – 07.06.1943 (?)
  7. Королькова Маргарита Михайловна 11.03.1942 – 18.11.1944
  8. Слепаков Николай Евменович 11.09.1908 – 26.04.1936
  9. Слепакова Екатерина Евменовна 01.10.1913 – 08.03.1939
  10. Слепакова Евдокия Никодимовна
  11. Слепаков Илья Сергеевич
  12. Слепаков Сергей Афанасьевич
  13. Слепаков Сергей Сергеевич
  14. Королькова Евдокия Семеновна 14.03.1894 – 27.05.1987 (фото) 1904 г
  15. Пантус Нина Владимировна 10.10.1959-14.04.1963
  16. Корольков Сергей Иванович 1937
  17. Корольков Иван Романович 1902
  18. Барыгина Фекла Тарасовна 15.09.1907 – 16.06.1996
  19. Барыгин Виктор Трифонович 03.03.1939 – 19.09.2010
  20. Барыгина Ефросинья Устиновна 10.02.1895 – 09.09.1994
  21. Барыгин Егор Сидорович 1901 – 09.01.1937
  22. Писаренко Савелий Трофимович 19.09.1895 – 22.01.1949
  23. Жолудев Семен Степанович 25.02.1906 – 12.02.1976
  24. Романенко Андрей Семенович 1870 – 1942; 24а Романенко Петр Андреевич 1912-1944
  25. Романенко(женское фото)
  26. Жолудева Софья Андреевна 07.02.1914 – 30.07.1996
  27. Квасова Елена Семеновна 04.11.1934 – 10.11.2003
  28. Максимчук Мария Андреевна 07.04.1938 – 12.02.2007
  29. Квасов Евгений Васильевич 22.12.1964 – 27.11.2008
  30. Слепакова Анна Ильинична 19.02.1915 – 08.06.2009
  31. Слепаков Анатолий Иванович 07.08.1943 – 30.06.2004
  32. Слепаков Николай Иванович 28.10.1949 – 04.10.1989
  33. Постникова Елена Константиновна 23.05.1929 – 22.07.1990
  34. Таразанова Ефросинья Андрияновна 16.06.1905 – 11.08.1993
  35. Артюховский Виктор Тимофеевич 16.12.1948 – 16.01.1992
  36. Васильев Виктор Иванович 01.01.1941 – 16.12.1990
  37. Артюховский Федор Максимович 1911 – 1934
  38. Артюховская Надежда Федоровна 1933 – 1937
  39. Васильева Нина Тимофеевна 10.01.1945 – 30.09.1977
  40. Артюховская Мария Владимировна 18.03.1982 – 13.05.1969
  41. Казаков Илья Ильич 20.06.1911 – 29.10.1970 «Дорогому отцу от детей. Помним, любим, скорбим».
  42. Слепаков Евмен Афанасьевич 09.07.1882 – 09.05.1946
  43. Слепакова Евдокия Астаповна 14.03.1886 – 26.12.1962
  44. Казакова Александра Ильинична 28.05.1922 – 08.09.1982
  45. Слепакова Галина Ивановна 10.02.1951 – 22.12.1952
  46. Слепаков Иван Сергеевич 01.03.1918 – 19.06.1970
  47. Казаков Домна Ильинична 1905 – 1925
  48. Казакова Федосья Елисеевна 1873 – 1945
  49. Казаков Илья Трофимович 1874 – 1940
  50. Казаков Николай Ильич 27.11.1917 – 11.10.1988
  51. Казакова Евдокия Ильинична 1913 – 1934
  52. Егоровна — осин— хх.хх.хххх — 31.07.1938
  53. Писаренко Любовь Викторовна 29.10.1968 – 26.12.1968
  54. Казаков Александр Лазаревич 1905 – 1949
  55. Слежанкова Нина Афанасьевна 16.09.1926 – 20.08.2005
  56. Слежанков Иосиф Моисеевич 03.09.1912 – 25.10.1990
  57. Слежанков Владимир Осипович 11.01.1954 – 09.09.1992
  58. Тимошенко Варвара Андреевна 17.12.1914 – 15.12.1987
  59. Тимошенко Наталья Андреевна 1918 – 1975
  60. Зубарева Федосья Ивановна 05.06.04 – 35.05.1981
  61. Зубарев Иван Александрович 08.04.1906 – 12.02.1986
  62. Иванова Евгения Герасимовна 07.01.1915 – 09.04.2000
  63. Борисенко Софья Павловна
  64. Иванова Валентина Алексеевна 25.04.1940 – 08.06.1958
  65. Иванов Анатолий Петрович 20.07.1952 – 11.06.1980
  66. Иванов Евгений Николаевич 12.11.1972 – 13.09.1989
  67. Иванов Николай Иванович 19.09.1947 – 19.06.2008
  68. Ляльков Матвей Ваильевич
  69. Романенко Ольга Андреевна 15.08.1917 – 07.12.1950
  70. Янченкова Елена Андреевна 19.08.1930 – 09.03.1981
  71. Женское фото
  72. Корольков Иван Павлович 08.03.1917 – 07.04.1967
  73. Иванов Михаил Алексеевич 04.01.1935 – 20.04.1973
  74. Корольков Дмитрий Викторович 17.06.1972 – 03.05.1992
  75. Еремеева Валентина Ивановна 10.10.1947 – 29.06.1996
  76. Еремеев Михаил Константинович 20.03.1949 – 27.03.1998
  77. Корольков Виктор Иванович
  78. Корольков Владимир Иванович 01.06.1939 – 08.03.1983
  79. Архипова Зинаида Мироновна 13.10.1913 – 06.02.1989
  80. Королькова Татьяна Тимофеевна 10.09.1940 – 15.09.1999
  81. Давыденко Николай Владимирович 12.08.1959 – 11.06.1998
  82. Романова Нина Тимофеевна 28.12.1936 – 29.11.1996
  83. Архипов Тимофей Тарасович 1911 – 1974
  84. Казаков Егор Кузьмич 07.06.1910 – 14.04.1983
  85. Казакова Л.С. 1915 – 1990
  86. Архипов Николай Михайлович 12.хх.1939 – 19.03.1972 с матерью
  87. Белик Сергей Петрович 9.03.1943

Пропущены на плане:

  1. Лялькова Екатерина Артемовна, б/д, рядом с Янченковой
  2. Жолудев Анатолий Семенович. 1949-1999 гг.