В этом году я вновь побывал в Беларуси. Третий раз за последние три года и третий раз в своей жизни.

Но эта поездка отличалась от тех, в которые я ездил в составе делегации на стажировку или фестиваль.

Дело в том, что мои поиски родственников в Беларуси пришли к результату – я их нашёл во время прошлогодней поездки, правда, скорее по телефону. Больше года мы перезванивались и переписывались с Петром Ивановичем Латыгольцем – моим троюродным дядей, рассказывали друг другу о себе, о своих родителях, семьях, детях, внуках. И какая-то невидимая нить связала нас, мы оказались похожи и по характеру, и по темпераменту. 

Пётр Иванович видел и помнит моего дедушку Павла Павловича, ездившего в Беларусь из Сибири в 70-е годы прошлого века. Дело в том, что Павел Павлович в 20-е годы прошлого века вместе с родителями, женой (моей бабушкой), старшими детьми перебрался в Кривошеинский район Томской области. Выходит, что побывал Павел Павлович в Беларуси через 50 лет после отъезда.

А в ноябре этого года после завершившейся командировки в Москву я взял билет на поезд Москва – Минск и через семь часов на вокзале меня встречали Пётр Иванович с сыном Александром. Два дня я провёл у родственников в Беларуси. Но каких два дня!

Белорусы славятся своим гостеприимством, открытой душой, хлебосольством. Но так меня не встречали никогда и нигде. Шикарный стол, накрытый стараниями Галины Ивановны, жены Петра Ивановича. Оказывается белорусские драники только в Беларуси могут быть по-настоящему белорусскими.

Приехал Александр со своей семьёй, ещё один сын Андрей живёт с родителями. И разговоры, разговоры, разговоры… 

Рассказывали о своей жизни, вспоминали родителей, дедушек, бабушек. Так и прошёл в разговорах целый день. Даже общую фотографию забыли сделать.

Зато Пётр Иванович рассказал о своём дедушке Михаиле Гавриловиче Латыгольце, герое русско-японской войны, георгиевском кавалере. Газетные публикации о нём сохранились.

На следующий день – поездка в деревню Забоенье Чашникского района Витебской области. Это та самая деревня, в которой родились мои дедушка, бабушка и более старшие поколения. Я в ней уже побывал в предыдущие приезды, но один и ненадолго.

На этот раз было совсем по-другому. Выехали из Минска с Петром Ивановичем и Александром. До Забоенья от Минска два часа на автомобиле. По дороге в селе Краснолуки взяли с собой Михаила Михайловича Латыгольца, двоюродного брата Петра Ивановича и моего троюродного дядю. А дальше – Забоенье, кладбище на краю деревни. На нём два десятка крестов с фамилией Латыголец, дальние родственники, маловероятно, что однофамильцы. Пётр Иванович показал по приметам то место на кладбище, где предположительно покоится наш общий предок Гавриил (Гаврысь) Латыголец, умерший в начале ХХ века. В то время кресты на кладбище в Забоенье не ставили, а захоронение обозначали гранитным камнем-валуном.

И вдруг вижу могильную стелу с надписью Булах Мальвина Федосовна, а рядом Булах Николай Федосович. Мою бабушку, жену Павла Павловича, звали Булах Анастасия Федосовна. Значит, её родные брат и сестра. Выяснилось, что живы их внуки, будем искать и восстанавливать родственные связи.

Далее путь лежал на место, где стоял отчий дом Петра Ивановича. Сохранился колодец, которым пользовалась семья его отца Ивана Михайловича. Было что вспомнить Петру Ивановичу и Михаилу Михайловичу, родившимся и проведшим детство и молодость в Забоенье. Дом Михаила Михайловича и надворные постройки сохранились, там тоже побывали.

А ещё, пожалуй, главное. Мы подошли к тому месту, где стоял дом моего дедушки Павла Павловича Латыгольца. Удивительно, но остатки фундамента сохранились. Но не в нашем современном понимании. Фундамент дома тогда представлял собой камни-валуны по периметру и между ними раствор из песка и глины, что-то вроде штукатурки. После отъезда Павла Павловича в Сибирь в его доме разместилась школа, в которой учились Пётр Иванович, Михаил Михайлович и другие родственники.

Получается, что в уходящем году мне довелось побывать на месте дома, где дедушка прожил последние годы в посёлке Красный Яр Кривошеинского района Томской области и на месте его дома в деревне Забоенье Чашникского района Витебской области (Беларусь).

Пожалуй, за многие годы у меня не было такой эмоционально насыщенной, познавательной поездки. Ещё раз благодарю Петра Ивановича, Галину Ивановну, Михаила Михайловича, всех Латыгольцев, встречавших меня в Беларуси.

Как сказал Пётр Иванович: «Будем встречаться!» Будем встречаться всеми поколениями Латыгольцев на белорусской и сибирской земле. Жду ответного визита.

                                                                          С. Латыголец

Латыголец Пётр Иванович (г. Минск), Латыголец Сергей Михайлович (п. Рассвет Томской области), Латыголец Михаил Михайлович (с. Краснолуки Витебской области)